Эхха

Как делать “сложных” кукол.

Принцип.

У сложной куклы есть все (или почти все) то, что есть у настоящего человека. Принцип заключается в том, что бы образно, схематически “воссоздать” в кукле все те структурные составляющие, что присущи прототипу. Как то:

  1. руки: пальцы, украшения,
  2. ноги: колени, стопа, обувь.
  3. Голова: подробнейшее лицо, уши, волосы, прическа.
  4. Корпус: тело, белье, платье или костюм.
  5. А так же: суставы, скелет, внутренние органы или их части. Или какой-то участок организма. Например, коленный сустав.

Следовать формам действительных органов – совершенно не нужно. Оформите их, как, например, “шарики”. Этого будет достаточно. Когда я делаю внутренние органы в корпусе – я изготавливаю сам корпус – из материала “фатина”. Он дешев и прозрачен. Состоит из дырочек, поэтому любые манипуляции с органами можно делать сквозь эти дырочки. У меня, например, есть достаточно подробная кукла себя. Сделайте и вы себе такую. Если, к примеру, у кого-то болит колено (например, коленная чашечка), то сделайте прозрачным часть ноги в колене и положите туда вату (или что-нить еще) и мягкий тканевый шарик, который будет играть роль коленной чашечки. (Я бы, в этом случае обшила этот шарик золотой тканью – парчой. Или положила туда в качестве чашечки золотое украшение. Этакий вечный “золотой протез”.) В общем, принцип такой: наружная форма – сплошной “фотореализм”. А внутреннее устройство – образное и схематическое- “супрематизм”. Но и оно может быть схематически сколь угодно подробным. Делается это для работы именно над внутренней частью. Потому она и схематизируется. На первый взгляд – абсурд, все должно быть наоборот. Но это – только на первый взгляд. То, что вы схематизируете, наделяете одному вам известным смыслом, выделяете и избираете, видите (покровы прозрачны), изменяете, оно мягко и подвижно, может быть подвержено любым изменениям – все служит для концентрации ваших намерений и действий и удерживания в себе визуализации так долго, как вы этого захотите. Внешние же покровы куклы – подробны и почти фотореалистичны (по крайней мере до похожести) для того, что бы на них мы не особо “заморачивались” и не думали более впоследствии над внешним…

Внутреннее.

Чем вы начините вашу куклу – решать вам. Внутренностями головы, к примеру, могут служить разобранные внутренние механизмы наручных часов, или бусины разных цветов и размеров. Можно использовать любой мусор (шутка!!!%) , да хоть части коструктора “Лего” %)))). Но вы сами для себя решите – что есть что. Что есть вон та бусина. Что есть другая. Каждую бусину можно обозначить подходящей руной или другим знаком.

Можно начинить голову куклы разноцветными нитками – “мыслями”. На нитках можно использовать узелковое письмо…

Если вы “воссоздаете” кишечник в корпусе – пусть это будут ленты, разной фактуры и цвета, разной ширины… То есть – выбирайте подобие. Есть одно правило – то, что правильно – красиво. На это и ориентируйтесь.

Естественно, можно начинить куклу лекарственными травами, цветами…

Даже соответствующими камнями и украшениями.

Только помните – все должно быть подобрано! И цвет, и материалы и день изготовления! Стремитесь к тому, что бы работая, например, над “суставами”, вы не отвлекались. Начали сегодня – сегодня закончите. Завтра – другое. Если за этим не следить, то вы грозите приобрести “долгострой” в виде вашей куклы с хронически недоделанными частями, а это уже влечет за собой… вы можете себе представить что… Это - о главном, о внутреннем. А теперь, о второстепенном – о внешнем. Внешнее, в нашем случае, должно быть максимально проработано. Из чего и как это сделать?

Внешнее.

  1. Голова. Ее лучше изготавливать из папье-маше. Можно и из теста с солью. Можно выточить из дерева. Можно испечь из глины. В глину можно запечь очень много чего! Любые семена и мелкие предметы. Я же очень кратко остановлюсь на технике папье-маше. Делаете из пластилина форму. Далее обклеиваете ее мокрыми бумажками (обрывки газет с копейку, смоченные в воде). Без клея. Потом – слой – с клеем. То есть бумажки клеите на ПВА. Можно еще слой с клеем. Следующие слои – снова кладете только на воде. Слоев должно быть много. Чем больше, тем лучше. Но хоть 20 слоев – сделайте. Многое зависит от бумаги. Лучше – больше слоев очень тонкой бумаги, чем мало слоев толстой. Последний слой (или пара слоев) – снова на клею. Наклеивание слоев у вас займет несколько дней. Потому что каждый слой ДОЛЖЕН ВЫСОХНУТЬ естественным образом. На морщинки бумаги не обращайте внимания. Можно использовать бумагу с нанесенными на ней нужными символами. К числу слоев можно подойти с точки зрения нумерологии. Когда высохнет “бумажная” голова - выньте через “шею” пластилин. Если не получается – разрежьте голову ножом на 2 части Тогда вынуть пластилин будет совсем легко. Далее – составляете части вместе и наклеиваете по шву на ПВА бумажки. Далее – обклеиваете “бумажную голову” марлей или кусочками марли. Это делается для того, что максимально объединить части головы и лица, которые имеют еще грубоватую форму. На почти готовую форму наносите несколько слоев эмульсионки (в которую добавляете ПВА – для пластичности) или гипса. Этот слой пошлифуйте наждачкой (нулевкой). Не обязательно добиваться особой гладкости. Если не получается – не беда, с опытом все придет. Да и технологии ваши будут совершенствоваться. Этот, слегка, подшлифованный слой – грунт. По нему вы будете расписывать лицо. Конечно первым делом всю форму покрасьте в “телесный” цвет. Краски лучше использовать: темперу (она разводится водой и сохнет мгновенно), гуашь (сохнет очень быстро, но нужно обязательно покрывать лаком) или масляными красками (но они сохнут долго, роспись может занять несколько дней. Для более быстрого высыхания в масло можно добавить “Сиккатив”). Раскрасьте фон. Когда он высохнет – определите место глаз. В этом - лучше не очень ошибиться, потому, что портретное сходство определяет не столько подробно выписанные глаза, сколько место их расположения и форма. Это определяет ПРОПОРЦИИ лица. Хорошо иметь перед собой фотографию прототипа. Далее – рисуете глаза. Отнеситесь внимательно: маленькие они или большие?… уголки глаз опущены вниз или вверх?… удлиненные или круглые?…каков цвет глаз?… Как по отношению к глазам находятся брови?… Широкие они или узкие?… Густые или не очень?.. Если густые, то может изготовить их из другого материала?… (ПРИМЕЧАНИЕ: в глазницы можно вставить стеклянные “подвески”, известные как “сувениры от порчи” и называемые в народе “глаз Фатьмы”, распрастранены на Востоке и продаются в эзотерических магазинах. Мне привезли из Турции такие. %)) Нос у вас уже есть. Он – та форма, которую вы лепили из пластилина. Если вы не сделали в форме нос (ну забыли, например), то его легко можно сделать из комочка бумаги пирамидальной формы, обклеив сверху бумагой же. Не забудьте раскрасить нос “телесным цветом”. Если у вас получился нос маленький, а у прототипа он больше – нарисуйте границы носа больше. Если у прототипа он меньше, чем вы сделали, то нарисуйте границы меньше. Иногда, непрорисованный нос выглядит меньше, чем есть. Определите место для рта. Не увлекайтесь подробным рисованием губ. Они у вас могут получиться слишком большими. У большинства людей губы достаточно маленькие и спокойной формы. Выделяют их обычно только косметикой. Лицо готово. Для волос вы уже подготовили нитки нужного цвета и количества, либо шерсть, либо бумагу, ткань или поролон. Нитки подойдут больше всего. Обрезая, делаете небольшой пучок. Срезаете ровно кончик его, смазываете клеем (хоть “Моментом”) и приклеиваете к голове. И так все волосы. Можно изготовить из папье-маше только лицевую часть головы. А ту, к которой крепятся волосы – из ткани (прозрачной или нет), начинив ее всеми необходимыми вам составляющими. В этом случае волосы крепите уже к этой части головы, к мягкой.
  2. Ручки и ножки. Кисти рук можно изготовить так же как и голову, а можно из теста с солью, а можно сшить из ткани, набив ватой или поролоном. Плечи и предплечья – это будут мягкие “колбаски” из любой ткани, набитые тем, чем вам нужно. Они, как я уже говорила, могут быть и прозрачными: из капрона или фатина. Ступни ног можно делать сразу с обувью. Если прототип носит обувь из натуральной кожи, то и вы используйте материал – натуральную кожу или имитацию. А могут быть и босые ступни. Из ткани телесного цвета, папье-маше или теста с солью. Бедра и колени представляют собой “колбаски” из ткани, прозрачной или нет, в местах, где вам нужно – иметь всю необходимую внутреннюю структуру.
  3. Корпус – тоже мягкий, прозрачный или нет, внутри – то, что вам нужно.
  4. Не забудьте одеть вашу куклу в платье или костюм. Если вы использовали технику папье-маше или тесто с солью, то ваша кукла – твердая как камень - сохранится очень долго, ничто ей не повредит. Она даже не разобьется (чего нельзя сказать о глиняной кукле). Единственное, над чем можно (и нужно) работать, менять, улучшать и т.д (хоть делать каждодневный массаж) – это ее “мягкие” части, имеющие всю необходимую внутреннюю структуру.

Помните, что такая кукла создается для того, что бы творчески работать с ее внутренней структурой!

Можно изготавливать “смешанные” куклы. Иногда я так делаю: например, в простейшей делаю прозрачным корпус и кладу туда “желудок”… Отнеситесь ко всему творчески застывших правил нет и быть не может.

Вы сотворили “многослойную куклу”, которую я называю “сложной”. Конечно же, многослойность ее может не иметь границ. Я подозреваю, что над некоторыми куклами можно “работать” всю жизнь. %)

Если вы попали на эту страничку с поисковой системы и не видите левого фрейма с главным меню, нажимайте здесь, чтобы попасть на первую страницу сайта.

 

Хостинг от uCoz