ИУДАИЗМ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К МАГИИ
Уважаемая Дина Ши.
Пишу Вам с тем, чтобы изложить мои взгляды на иудаизм в его отношении к магии (в ответе на послание “О магии и магах” Sagamore 30.09.2000 Вы предлагали иудеям высказаться о своей вере). Я "потомственный" иудей, моя судьба сложилась так, что я соприкасался с этой религией довольно тесно. Не как знаток Закона и традиции, а как верующий я хочу внести свой вклад в дело примирения иудаизма и язычества.
В среде язычников, несомненно, есть многие, считающих веру евреев чем-то темным, чужим и враждебным. Основанием тому служат известные места из книг Левит и Второзакония - "Ворожеи не оставляй в живых..." и. т. д. Известны репрессии древних израильтян по отношению к ханаанейским и филистимским культам. Христианство, возводящее свои истоки к Завету, при сложившихся для того исторических обстоятельствах начало охоту на ведьм, что по сути было борьбой с верованиями Старой Европы, укоренившимися среди крестьян. Ясно, чем после XV-XVI вв. стало для вас христианство и вообще все библейское. Однако надо помнить, что богатейшая магическая традиция Эпохи Возрождения, точно так же как классическую гуманитарную и библейско-христианскую вобрала в себя и языческую (европейскую) идеи. Сама возможность появления "Ключа Соломона" ("библейского" по форме, языческого по сути), на мой взгляд, свидетельствует о том, что не существует оснований для вражды языческой и библейской правд в духовной сфере. “Паганизированное” христианство, которое исповедовали Эразм, делла Мирандола и Сковорода также говорит в пользу этого. Наверное такой синтез традиций может стать основой для нового сближения
В ответе на письмо Sagamore Вы пишете о "магичности" еврейской религии. Сама тема (сформулированная, скажем, как "Тора и магия" или "Магия в практике иудаизма"), по-моему, заслуживает отдельной статьи, где показывалось бы отношение к вопросу современного язычника. Есть библейский сюжет, на котором мне хотелось бы остановиться.
Это сюжет об Аароновом жезле, которого касался Sagamore, и Египетских казнях. Мне кажется, он интересен не конкуренцией чародейств, а самим пониманием магии, которое здесь раскрыто. Господь повелевает Моисею пойти к фараону и просить его отпустить дом Израилев “из земли сей” т.е. из Египта (Исх. 7: 1-5), притом, говорит: “Я ожесточу сердце фараона и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской. Тогда узнают Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их”. Т.о. Моисей узнает о фатальной необратимости “знамений и чудес”, отказа фараона и Исхода. Свобода воли здесь сведена к минимуму: Моисей может только не сделать все то, что завещано. Господь правит железной уздой. Далее: “Если фараон скажет вам: сделайте чудо, то ты скажи Аарону: возьми жезл твой и брось перед фараоном – он сделается змеем” (Исх. 7: 9).Дальнейшие события известны: волхвы повторили чудо, и фараон не отпустил Израиль, что спровоцировало новое посольство Моисея к фараону. Здесь и чародейство волхвов, и чародейство Аарона (sic! – примечательна эта аккуратность: возьми и брось. Возьми и брось – магический рецепт, который единственно делает возможным результат) является орудием Господня замысла. То же мы видим при наведении первой казни: “…сказал Господь Моисею: скажи Аарону: возьми жезл твой и простри руку твою на воды Египтян…и превратиться в кровь (вода) и будет кровь по всей земле Египетской…” (Исх. 7:19). Здесь опять необходим Аарон (оставляю в стороне темноту этого фрагмента: в тексте есть противоречие, – возможно, утеряна часть). Аарон, родич Моисея, является в данном случае агентом воздействия на природу повелений Моисея, исходящих от Господа, подобно тому, как он является посредником между косноязычным Моисеем и фараоном. Вторая и третья казнь совершаются подобным же образом. Первую и вторую казнь волхвы повторить в состоянии, третья им не удается. “И сказали волхвы фараону: это перст Божий” (8:19). Данный момент весьма примечателен, как мы увидим впоследствии. Пятая казнь наводиться Господом. В устроении шестой участвует Моисей наряду с Аароном – он бросает вверх пепел, оседающий на египтянах нарывами. Седьмая казнь (град) вызывается Моисеем, поднявшим свой жезл к небу(9:22-23). Восьмая и девятая казни также вызывается Моисеем – он наводит жезл свой на Египет (из области расселения евреев – Гесема (Гошема). Это довольно распространенный вид магии – “ведовство” по С.А. Токареву, вредоносные обряды, направленные на общину чужаков). Наконец, десятая казнь совершается Самим Господом: “…Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской, и поражу всякого первенца…от человека до скота и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.”(12:12) Дважды Господь действует без посредников. Почему в остальных случаях необходимы были Моисей с Аароном, мы не знаем. Однако то, что казни, совершавшиеся с их помощью, вызваны именно их действиями, несомненно: простри руку – и воскишит вода жабами, простри руку к небу – и будет тьма осязаемая. К тому же Моисей четырежды (8:12; 8:30; 9:33; 10:18-19) избавляет Египет от казней, молясь Господу. Исх. 9:33 говорит о “поднятии рук” перед Богом. Подобные ритуалы, направленные на снискание милости божества или усмирение божественного гнева были, как известно, распространены в Месопотамии (сохранились заклинания-молитвы “поднятия рук” к Мардуку, Иштар, Нергалу и пр.). О “санкционировании” этих Моисеевых молений Господом неизвестно, однако они всегда имели силу. Здесь уже видна теургия – “религиозная магия”, свойственная, кстати, и египтянам. Поединок Моисея и волхвов, которые также применяли теургию, был, на деле, поединком богов египетских и Господа (и над богами египетскими произведу суд). Магия Моисея твориться в рамках Господнего предписания и действует именно поэтому. Волхвы не могут сотворить равного ей, потому что они действуют вопреки Божьему замыслу. Этот принцип не отрицается магами в классическом понимании этого слова, власть которых, по словам одного исследователя, есть власть конституционная, в пределах природных законов и возможна только благодаря знанию этих законов. Значит, магия (магия божественная) для древних иудеев есть не произвол единичной воли, а свершение Воли Божьей на земле. В этом смысле любой иудей, исполняющий заповеди – маг. Еврейский фольклор знает множество чародеев, сила которых проистекала именно из знания Закона (читай – Божьей Воли, представленной в Законе) – практически все они раввины: Ицхак Лурия, Рабби Лев, Бааль-Шем-Тов и др. Все, что выходит за рамки Воли есть грех и “ворожба”. Т.о. “не ворожите и не гадайте” - нравственный императив: будьте верны Богу. Магия священная резко противопоставлена колдовству. Говоря современным языком, первая есть магия “кармически верная”, вторая “кармически неверная”. Иудеи, и не только они, считали себя адептами первой, а врагов своих (язычников, поскольку вокруг больше никого не было) вершителями второй (стойкий стереотип в среде первобытных народов – объявлять врагов злыми колдунами, неоднократно отмечался этнографами). Но и среди язычников есть люди, слышащие волю Бога Израилева: о египетских волхвах мы уже сказали, можно упомянуть еще волшебника Бильама (Валаама). A posteriori они “ворожбитами” не являются. Т.о. в Торе мы нашли подтверждение расхожему в среде западных оккультистов мнению о том, что магическая практика не является позитивной или негативной – таковыми могут стать ее результаты и ее направленность.
Такое понимание магии свойственно мировоззрению Классического Востока (правомерно сравнивать библейскую магию с магией Двуречья и Египта). На Западе оно изначально было другим – маги германских народов, как они представлены в сагах, если и прибегают к помощи богов или существ “сверхъестественных”, то лишь как к союзникам, а не как к господам. Не их волю они вершат, а свою – с их помощью (см. “Северную магию” Эдреда Торрсона). Поэтому западному человеку и, в особенности, западному магу, восточная магическая философия может показаться “рабской”. Видимо это и привело г-на Sagamore к столь негативной оценке иудаизма. Это взгляд достаточно поверхностный, взгляд с субъективных позиций: на деле не было вражды западной и восточной философий. Было, впрочем, “смутное стремление”, если подражать Шпенглеру, западной души освободиться от чуждых влияний. Нацизм в Европе XXв. – печальное следствие этого стремления.
Итак, мне не кажется, что можно считать иудаизм противником магии как таковой. Более того, иудаизм, с предложенной точки зрения, является религией магов, где магическая и религиозная практики сливаются. Определяющее отличие христианства от иудаизма именно в том, что христианство по сути мистично – оно появляется как противовес иудаистской магии в лице “книжников и фарисеев”. Отход от заповеди как магического акта и провозглашение заповеди как морального закона знаменовало рождение нового типа религии (впрочем, такая религия была дана уже у Платона, буддистов и стоиков). Вот моя точка зрения по данному вопросу. Если она покажется Вам интересной, я буду рад. Впрочем, я только проиллюстрировал расхожее представление о “восточном пути”, хотя и несколько сместив акценты. При нашей любви к расширению ойкумены на восток мы часто забываем, что Восток в виде Писания забрался далеко вглубь Европы и растет на этой почве, невероятно изменившись. Однако посмотреть на него поближе стоит , если не из желания чему-нибудь научиться, то, по крайней мере, для того, чтобы обрести уважение к чужому опыту.
Искренне Ваш,
Цви Бен-Арье.
3 июля 2001г.
Если
вы попали на эту страничку с поисковой системы и не видите левого фрейма
с главным меню, нажимайте
здесь, чтобы открыть первую страницу сайта.
|